Интервью

Ответы на вопросы ГТРК «Регион-Тюмень»

Основная миссия современного радио. Версия профессионала новой волны. Миссия радио такая же, как у любого медиа: информировать, развлекать и просвещать. При этом у радио, в отличие от других медиа, есть и особая, своя миссия – быть спутником человека, быть частью его жизни, той средой, в которой человек живет, быть тем, без чего человек не может существовать.

Вещание в регионах. Есть особенности? Большие? Особенности у вещания в регионах, безусловно, есть. В России – сетевая модель радиовещания, в отличие от США (там действует модель синдикации, когда все станции являются локальными). Эта традиция возникла у нас на заре радиовещания, наверное, еще с радио Коминтерна. И никуда от этого не деться, хотя это входит в противоречие, например, с тем, что страна разделена на 11 часовых поясов, а радио – интерактивное медиа, которое обязано идти в прямом эфире. И приходится мириться с тем, что сетевые станции поздравляют с добрым утром город Владивосток в два часа дня. Сетевые форматы ведущих игроков у нас везде и всюду занимают примерно те же позиции, что и в Москве. Что касается локального регионального вещания, то здесь есть два аспекта. Во-первых, в каждом городе существует (а если нет, то обязана быть) по крайней мере, одна успешная станция собственного программирования. И мы такие примеры знаем: в Тюмени – "Красная Армия", в Новосибирске – "Юнитон", в Екатеринбурге – "Радио Си" и т.д. Есть успешные петербургские форматы - "Дорожное радио", "Радио Рекорд"… Никакая сетевая станция не может заменить любимое радио твоего города, и огромного уважения заслуживают те люди, которые выживают в острейшей конкурентной борьбе и отстаивают лидерские позиции с собственным радиопродуктом. Но время показывает, что таких продуктов остается все меньше, любимая городская станция остается в одиночестве, а все остальные, к сожалению, замещаются сетевыми форматами. Кроме того, на сетевых станциях существуют свои локальные программы. Здесь самое главное искусство – не противоречить основному формату. Так что, несмотря на то, что в России восторжествовала сетевая модель вещания, у нас есть успешные примеры локальных станций. И это радует.

Какие ассоциации связаны у вас с радио в Тюмени? В Тюмени мы жили в суперсовременной гостинице, и в лифтах этой гостиницы играло "Авторадио". Это было прекрасно! (Смеется)

О чем мечтает "главный радиопрезидент" страны? У меня есть абсолютная уверенность в том, что самые талантливые люди в нашей стране работают на радио. На телевидении, как известно, чуть ли не первое место занимает внешность. Говорят же: на телевидении работают красивые, а на радио – умные… Добавлю: на радио работают не просто умные, а и самые талантливые и самоотверженные люди. Без этих качеств на радио просто нечего делать. И вот очень важно, чтобы эти качества могли максимально раскрыться, несмотря ни на какие политические и экономические процессы, несмотря на огромную конкуренцию и всякие там слияния и поглощения. Вот об этом и мечтаю… (Улыбается)

Когда же оно наконец умрет, это радио? Радио не умрет никогда. По той простой причине, что никогда не умрет человеческий слух и никогда не исчезнет потребность получать информацию через звук, не отвлекаясь на картинку, на держание в руках газеты и включенный компьютер. Другое дело, что радио будет существовать в каких-то иных формах, распространяться иным «транспортом». Ведь тот же FM-диапазон у нас тоже не всегда был принят – радио распространялось через длинные и средние волны, потом в СССР был распространен УКВ-диапазон, и только потом к нам пришел международный FM-диапазон. Теперь у нас есть радио в интернете, есть так называемый мобильный контент, спутниковое радио и т.д. Победу в грядущей цифровой революции одержат те команды, которые имеют за своими плечами устойчивые, яркие, популярные бренды. Те, кто сумеет не только привлечь, но и длительно удержать внимание аудитории – каким бы способом наш контент ни доставлялся до потребителя! Радио завтрашнего дня будет повсеместным – ведь уже сейчас идет активное наступление вещателей на небольшие населенные пункты. Так что радио перестает быть привилегией крупных городов. Здесь речь идет и о FM-частотах, и о новых цифровых стандартах – радио будет приниматься в любой точке земного шара. Чтобы все эти процессы шли активнее, радиоиндустрия, мне кажется, должна избавиться от непрофессиональных игроков. Радио использует слишком дорогостоящий и ограниченный природный ресурс, и нерациональное его использование – это очевидный вред, который наносится стране и людям, которые в ней живут. До сих пор мы это встречаем сплошь и рядом, когда и в Москве, и в регионах радио рассматривается как какая-то игрушка «для себя», приложение к какому-то другому, зачастую слишком далекому от радио бизнесу. Согласитесь, странно бы выглядел на футбольном поле премьер-лиги игрок, который бы заплатил деньги и вышел поиграть в форме любимой команды, не умея толком обращаться с мячом. Странным бы показался человек, решивший за деньги надеть белый халат и подержать скальпель в операционной.

Пожелания юбилярам Желаю коллегам дальнейшего процветания, высоких рейтингов, внимания и любви аудитории и множества творческих побед!

В своем кабинете С Захаровым Михаилом