Интервью

Авторские вознаграждения и смежные права

Как вы решили проблему с выплатой авторских вознаграждений? Заключили ли договор и с какой организацией? Как давно это было? Мы заключили. После подписания договора между Российской академией радио и Всероссийской организацией интеллектуальной собственности, в котором определены базы вознаграждения и ставки вознаграждения, ВКПМ в числе первых подписала договор с ВОИС на основе этого протокола. И на данный момент мы абсолютно легально используем в своих эфирах объекты как авторских прав, по договору с РАО, так и смежных прав, по договору с ВОИС.

По каким ставкам платите, и как считаете суммы выплат? Процент от всего оборота или только от рекламы? В соответствии с протоколом, подписанным между РАР и ВОИС, мы платим от доходов от рекламы, и ни от каких других. Более того, в этом протоколе конкретизировано, какие это доходы – что это доходы без НДС, это доходы только вещательной организации. Главное здесь – что это только рекламные доходы. Мы платим в соответствии с теми ставками, которые там обозначены, в зависимости от наших радиостанций. Там, где музыки более 90% у нас, мы платим соответственно по максимальной ставке – она в случае смежных прав 1.4%, в случае авторских прав – 2%. У нас есть станции, где другое соотношение музыки, тогда мы используем шкалу, и платим в соответствии. Еще раз, наши контракты заключены в полном соответствии с протоколами. И это очень удобно, это правильно, и вообще для всей индустрии это правильно. Я просто знаю, как президент РАР, что на местах идут искажения этого протокола. И они идут, как правило, со стороны коллекторов – не вещателей, а сборщиков, со стороны и РАО, и ВОИС. Это, к сожалению, происходит. Поэтому мне пришлось направить такое письмо разъясняющее, что поскольку эти протоколы подписаны высшими руководителями РАО и ВОИС, то они распространяются на все организации и т. д. В принципе, к этому надо стремиться, и за выполнение этих протоколов, мне кажется, надо бороться. Потому что ставки, которые там обозначены, вполне гуманны. Второе, они намного меньше, чем те, что было до этого. Я напомню еще раз, что сейчас максимальная ставка - 2% по авторским и 1.4 по смежным правам. Это в сумме 3.4%. А мы платили, и «Европейская медиагруппа», скажем, платила до 2007 года 3% по авторским и 3% по смежным. Итого 6%. А сейчас 3.4. Ставки гуманные. Второе – это ставки, которые были желаемы для индустрии, которая высказывала неоднократно свою позицию по этому поводу. И долгое время эти ставки не согласовывались. И вот теперь они согласованы. Мне кажется, все вещатели должны пользоваться этим моментом и заключать контракты. Тем самым превращаясь в добросовестных пользователей, и второе – экономя деньги. Вот и все.

Все ли понятно с оплатой смежных прав? Если да, кому и сколько отчисляете? Если нет, как пытаетесь решить проблему? Мы отчисляем в ВОИС, согласно протоколу ВОИС с РАР.

Какие вопросы в этой области остаются для вашей компании неразрешенными? У нас нет неразрешенных вопросов на данный момент в этой области.

Конструктивна ли, на ваш взгляд, позиция авторских обществ? Она на уровне высших руководителей вполне конструктивна. И это выражено в этих протоколах. Еще раз, есть реальная проблема с тем, как эти договоренности реализуются не в Москве, не на уровне сетевых компаний или московских компаний, а на уровне региональных компаний, региональных вещателей и региональных представительств. Это, к сожалению, вопрос о контроле за деятельностью своих региональных представительств РАО и ВОИСом. Мы призываем к большему контролю, а вещателям, в свою очередь, предлагаем не отступать от протокола. Ссылаться на то, что высшие руководители подписали этот протокол и давайте ему следовать.

Новогоднее поздравление коллегам по отрасли... Первое, что надо сделать, это проводить 2009 год. Потому что за 10 лет, начиная с 98-го, он для индустрии был самым тяжелым. Просто был кардинально другим. Если раньше мы, не прикладывая усилий, по сути, плыли по течению в теплых водах, купаясь в креативе, купаясь в рекламных деньгах, росли 30-40% в год, вдруг в 2009 году мы откатились на 3 года назад и стали жить в совершенно другой экономической реальности. Поэтому, я считаю, надо проводить достойно 2009 год и с умеренным оптимизмом взглянуть в 2010-й. Я абсолютно уверен в том, что он не будет хуже 2009 года. У меня есть надежда на то, что он может быть существенно лучше. Потому что есть определенные экономические прогнозы в целом по рекламному рынку, и потому что происходят очень позитивные, на мой взгляд, процессы консолидации на радиорекламном рынке. А если говорить про индустрию в целом, то я хотел бы ей пожелать оставаться творческой, безумной, умной, какой она всегда была. С Новым годом!