Интервью

Обсуждение итогов года с «Радиопорталом»

Год назад "Вещательная корпорация "Проф-Медиа" запустила станцию "Юмор FM", недавно получила у европейского радиохолдинга "Эн Эр Жи" права на использование всемирно известного товарного знака NRJ+Energy в пользу своей радиостанции "Радио Энергия". Подвести итоги прошедшего года, поделиться своим видением ситуации на рынке радио и рассказать о планах на будущее мы попросили президента ВКПМ Александра Варина.

Александр Александрович, когда на радиостанциях вашего холдинга принято подводить итоги: перед новым годом или с наступлением нового сезона, связанного с появлением новых проектов? Александр Варин: Есть всего два времени года, когда имеет смысл что-то продвигать или запускать - это весна и осень. Осень предпочтительней, это всегда решающая пора, потому что, запустив что-то новое в это время, ты получаешь задел на рекламном рынке на следующий год. Отсюда насыщенность осени новыми проектами.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее, какие новые проекты запущены на станциях ВКПМ этой осенью. Александр Варин: На "Юмор FM" мы запустили новое утреннее шоу "Веселые ребята". Оно очень хорошо компилируется с теми рубриками, которые являются основной ценностью дневного эфира. Это "Планета КВН", скетчевые рубрики "Фабрика смеха", "Кинокомедия", "Красная Бурда" и другие. Та команда, которая раньше делала на радиостанции утреннее шоу "Всем улыбаться!", работает теперь над новыми проектами станции, среди которых - запуск, в ближайшее время, клубных юмористических вечеринок "Юмор FM". Кроме того, отмечая свой день рождения, радиостанция готовится провести в Театре Эстрады "Самый веселый концерт", который вновь будет снимать Первый канал и который в прошлом году так понравился зрителям. В магазинах студии "Союз" пройдет "Фестиваль юмора" с презентацией наших аудио-новинок и автограф-сессией именитых людей, с которыми сотрудничает наша корпорация. На "Авторадио" проходит акция, традиционно посвященная Дню автомобилиста. На этот раз это кругосветное путешествие, который возглавил ведущий программы "Автоликбез" Юрий Гейко. Проект этот мы задумали как реалити-шоу, поэтому свидетелями и соучастниками его являются все слушатели. В этом году на "Авторадио" двойной юбилей - 5-летие утреннего шоу поющих ведущих "Мурзилок International" и 5-летие международного музыкального фестиваля "Дискотека 80-х". Оба эти проекта стали популярными и очень востребованными. Поэтому, естественно, мы отмечаем эти события. Запущена народная акция "Поздравляем на пять!" с участием "Мурзилок" и слушателей "Авторадио", обновлены все рубрики утреннего эфира. Учитывая большую популярность "Мурзилок" среди аудитории и признание их деятельности среди профессионалов радиорынка, мы теперь рассматриваем их не только в качестве эфирного проекта. Возможно, в скором времени, мы предложим на рынке новые оригинальные проекты с участием "Мурзилок International"… Ну и, конечно, нельзя не сказать о том, что 24 ноября мы проведем наш пятый, юбилейный, музыкальный фестиваль "Дискотека 80-х". Мы намерены сделать его очень масштабным и зрелищным. Отдавая себе отчет в том, что фестиваль давно превратился в культовое музыкальное событие года и стало брендом, мы планируем выпустить новую оригинальную аудио-продукцию под этим брендом, которую и представим общественности этой осенью.

Самое время поговорить о главном событии в жизни вашей корпорации, которое сегодня активно обсуждает радиосообщество России. Я имею в виду сотрудничество вашей корпорацией со всемирно известной радиогруппой NRJ. Александр Варин: Суть перемен состоит в том, что мы получили официальное разрешение на эксклюзивное использование на территории России товарного знака NRJ. Этот бренд принадлежит французской компании Группа Эн Эр Жи (NRJ Group), которая является крупнейшей радиовещательной структурой в Европе. Под этим брендом сегодня вещают прогрессивные и успешные радиостанции в Германии, Дании, Швеции, Бельгии, в Швейцарии, Болгарии и, с недавнего времени, в Украине. В России правом на использование этого бренда не владел никто и никогда. Сотрудничая с NRJ, ВКПМ получает дополнительные (помимо права на использование всемирно признанного товарного знака) и очень существенные конкурентные преимущества. Мы вливаемся в общеевропейский план PR-мероприятий Группы. Мы надеемся получить доступ к музыкальным новинкам, сопровождать в России гастрольные туры, премьеры фильмов - те, которые сопровождает NRJ-Energy в Европе. Все это сейчас очень важно для развития молодежного радиопроекта Energy в России. Мы провели фокус-группы, на которых протестировали наши планы. Energy выглядит модно и прогрессивно. Поэтому теперь мы промоутируем новый лого, который должен прочно ассоциироваться у аудитории с нашей радиостанцией и в дальнейшем сопровождать ее деятельность.

Насколько это приобретение было целесообразно в российских условиях? Александр Варин: Это правильный вопрос в том смысле, что слушатель не ощутит этого так, как он ощущает это, например, на рынке глянцевых мужских журналах. Более того - это ему и не нужно. Мы говорим о том, что со временем мы докажем аудитории, что эта перемена означала не только лишь появление новой торговой марки. Полным ходом идет работа по новому оформлению эфира. Теперь оно выполнено на совершенно другом уровне по сравнению с тем, что было ранее на 104.2FM, или - не побоюсь этого слова - на любых других радиостанциях нашей страны. Это дрессинг другого качественного уровня. Станция звучит сейчас так, как звучат все европейские станции формата CHR (Contemporary Hit Radio- радио современных хитов - прим.авт). Этого звука не было в России никогда, его никто не мог достичь. Нечто похожее есть на "Европе Плюс", но все же это другое, ведь по сравнению с Energy "Европа Плюс"- станция по ритму менее темповая. Пока мы предъявляем аудитории новый саунд, которого он еще не слышал. Надеюсь, что это произведет на нее впечатление. Дальше мы предложим слушателю, например, стать свидетелем музыкального проекта NRJ Music Awards, который будет проводиться в Стокгольме. И слушатель начнет понимать, что имеет дело с радиостанцией, которая работает успешно, и что он слушает то же самое, что и слушатели во всей Европе. Молодежь у нас сегодня ориентируется на бренды во всем процессе потребления: в одежде, туризме, в развлечениях. Поэтому я уверен, что все эфирные и внеэфирные проекты европейского уровня так или иначе будут работать на имидж радио. Если, конечно, за всем этим стоит качество, подтвержденное временем.

Произойдут ли какие-нибудь перемены в ближайшее время на радиостанции "Русские песни"? Появится ли там реклама? Александр Варин: Знаете, на нашем радиорынке уже ходит легенда, что ВКПМ настолько богатая компания, что решила позволить себе содержать некоммерческую радиостанцию. А мы между собой шутим, что, дескать, имеет смысл сделать клиенту некую наценку на рекламу на других радиостанциях и сказать, что эти деньги пойдут на содержание "Русских песен". Все это, конечно, не так. В отличие от некоторых наших коллег, которые получили на конкурсе частоты и не вещают, станция "Русские песни" работает, и мы тратим на это деньги. Слушатели уже имеют собственное представление об этом проекте, но мы его пока никак не презентовали и не рекламировали. Просто пока этот проект еще не находится в полной коммерческой эксплуатации, пока это, если хотите, тестовое, экспериментальное вещание. В полном объеме он будет запущен весной, и, конечно, там будет все, в том числе и реклама.

Прошел год с момента запуска "Юмор FM". Оправдались ли ваши ожидания или результаты превзошли их? Александр Варин: Бесспорно, превзошли! В начале года мы рассчитывали, что "Юмор FM" войдет в первую десятку - и станция в нее вошла. А по доходам, по нашим оценкам, мы вообще превзошли в два раза показатели, заложенные в бюджет текущего года. Так что, естественно, мы очень довольны.

Александр Александрович, Вы получили в этом году престижную премию "Медиа-менеджер", с чем я вас поздравляю. Есть ли еще какие-нибудь достижения у ваших радиостанций или сотрудников ВКПМ? Александр Варин: Во-первых, премию "Медиа-менеджер" получил не только я один в нашей корпорации. Ее получили также вице-президент ВКПМ по работе с клиентами Олег Осташевский и вице-президент по связям с общественностью Юрий Костин. Только я - в номинации "Радио", а Олег Осташевский, естественно, в номинации "Реклама", ведь именно он возглавляет наше рекламное агентство "Реклама FM". Эта награда для нас крайне важна, поскольку демонстрирует уровень работы нашего рекламного агентства как лучшего на рынке радио. И, конечно, очень приятно, что награду "Медиаменеджер" в номинации "Пионер коммерческого радиовещания" получил мой коллега Юрий Костин. Приятно, что высокое жюри премии оценило деятельность "Радио 101", которую Юрий создал, и ее вклад в становление коммерческого радиовещания. Так что ваши поздравления позвольте мне разделить "на троих" (Смеется). Вообще, в плане наград, этот год для ВКПМ - урожайный. В этом году жюри профессиональной радийной премии "Радиомания" высоко оценило работу "Юмор FM" и "Авторадио" - мы получили два золотых микрофона: за авторскую программу Григория Гладкова "Друзья детства", выходящую на "Юмор FM", и за "Автошколу Авторадио". Просто у нас есть проекты, которые действительно достойны высоких наград.

Применяете ли вы на своих радиостанциях какие-нибудь инновационные технологии, которые могли бы быть интересны для всех игроков радиорынка? Александр Варин: Если к новым технологиям относить, например, Интернет, то наш Интернет-департамент фактически можно назвать департаментом new media. Он поддерживает порядка 15 сайтов, суммарное количество посетителей наших сайтов составляет более 700 тысяч уникальных адресов. Это много для радио. Среди этих new media-технологий, помимо уже ставших традиционными sms, можно назвать мобильный голосовой портал "Авторадио" - "0609". Это единственный работающий голосовой портал в российском радиовещании. К нему можно обратиться и получить разнообразную полезную информацию. Прежде всего, это информация о пробках, которая обновляется на голосовом портале каждые 15 минут. Уже заработал сервис, где люди могут сами сообщать на голосовой портал информацию о возникшей на дороге пробке, и эта новость идет в эфире. Нам кажется, что это очень удобная и современная обратная связь со слушателем. Трафик в лучшее время на этом портале достигает более ста тысяч минут в месяц. Это много. Для сравнения можно вспомнить мобильный портал телеканала НТВ - у них по статистике посещений меньше, чем у нас. Мы намерены развивать это направление деятельности. Мы собираемся запустить подобный портал для радиостанции "Юмор FM" и точно уверены, что он будет пользоваться огромным успехом. "Юмор FM" обладает огромным количеством собственного уникального юмористического звукового контента, который человек вынужден ловить в эфире. Когда мы запустим голосовой портал, у пользователей будет возможность не только выбрать и лично послушать понравившийся анекдот от "Юмор FM", но и переслать кому-то, сделать этот файл звонком на мобильный и т.д. Это вещь, которая должна точно пользоваться спросом. Так что мобильный портал - здесь мы передовики производства. Наши конкуренты ничего подобного не имеют. Важная новинка, которую мы запускаем в этом сезоне - это платный Интернет. Точно известно, что люди, заходя на сайт радиостанции, прежде всего, хотят послушать эфир. К сожалению, пропускная способность наших серверов не позволяет обеспечить всех наших потребителей высококачественным вещанием. По нашим опросам, люди готовы за эту услугу платить.

Как, на ваш взгляд, сейчас складывается ситуация на рынке радио? Александр Варин: Перемены сейчас происходят внутри корпораций-лидеров. А сами лидеры при этом не меняются на протяжении последних нескольких лет. Это РМГ, ЕМГ и ВКПМ. Эти три группы вместе контролируют около половины московской аудитории, о ее долях уверенно можно говорить по опросам, и не менее 60% рекламного радиорынка. Эта ситуация сложилась уже достаточно давно. То что, например, ЕМГ поглотила "Радио 7", "Мелодию" и "Эльдорадио", привело к тому, что она из второй группы стала первой. Произошла перестановка внутри этой лидирующей тройки, она обогнала на этом поглощении РМГ. Мы быстро растем за счет собственных ресурсов. Мы стремимся к развитию уже существующих проектов без поглощений, используя их "на полную катушку", чтобы из третьей группы превратиться во вторую. Мне кажется, мы это можем сделать. А раз можем, значит, должны.

В связи с новым законом о рекламе предполагалось, что с повышением расценок на ТВ-рекламу часть рекламных бюджетов перейдет на радио. Как сейчас обстоит с этим? Александр Варин: Этого пока не произошло. Возможно, это произойдет в следующем году.

Сотрудничают ли как-нибудь лидирующие холдинги в продвижении радио, привлечении рекламных бюджетов из других медиа? Александр Варин: Пока единственным прецедентом, когда подобное сотрудничество было, и которое ничего кроме пиар-эффекта не имело, была кампания "Выбери радио!". Она шла несколько лет назад на ряде радиостанциях. Ничего другого пока нет. Консолидированных действий в этом направлении не предпринимается.

Устраивает ли вас в данный момент положение ВКПМ и всех ее радиостанций? Есть ли перспектива развития? Александр Варин: Вы знаете, это, скорее, относится к вопросу корпоративного духа. Меня никогда не устраивает результат, если он не первый. Если есть возможность добиться чего-то большего, то, значит - надо этого добиваться. Например, "Радио Энергия" в том виде, в котором она была - это станция №2 в аудитории 12-29 лет. Для кого-то другого это может показаться суперуспешным результатом, которым можно и ограничиться. Я же считаю, что мы можем в рамках этого проекта достичь большего, в том числе и за счет приобретения лицензии на торговую марку NRJ-Energy. В принципе, меня устраивает динамика развития корпорации, потому что она быстрорастущая, она догоняет своих конкурентов как на рынке слушателей по долям аудитории, так и по долям рекламы. Но качественно, мы хотим, если мы третьи, стать второй компанией. И вот когда это произойдет, и эти показатели будут устойчивыми на протяжении какого-то большого периода времени, то мы скажем себе, что, да, определенный этап преодолели, чего-то достигли. Пока же нам есть, к чему стремиться.

«Радиопортал»

С Захаровым Михаилом В своем кабинете