Интервью

«Радиокороль»

Одиннадцать лет назад с чемоданом виниловых пластинок и безумной, на взгляд скептиков, мечтой о собственной радиостанции выпускник МАИ Александр Варин пришел делать «радио для всех». Тогда в его распоряжении была мало кому известная радиостанция «Авторадио». Сегодня Варин является президентом не только «Авторадио», но и всей Вещательной корпорации «Проф-Медиа», в которую входит еще несколько радиостанций.

Александр Александрович, как получилось, что вы – кандидат физико-математических наук, с уже готовой докторской, пришли в радиобизнес? В радиобизнес я пришел от нужды. Достаточно серьезно занимался наукой, окончил аспирантуру на мехмате. Но, при всей любви к науке, моя зарплата не позволяла кормить семью, ребенка. Перспективы, не спорю, были. Но они были связаны с отъездом за границу, а уезжать мне очень не хотелось. А творческая жилка у меня появилась еще в университете. Несмотря на серьезность факультета, я активно участвовал в играх КВН, был секретарем комитета комсомола факультета, комиссаром стройотряда. Вот я, творческий математик, и пришел в радиобизнес. Математика дает умение ставить и решать задачи. И это важно в радио. «Авторадио» мы организовали с сотрудниками ГАИ – в УКВ диапазоне. Как только появилась радиостанция на УКВ-частоте, мы сразу стали бороться за FM-частоту. Эта борьба длилась 5 лет. И мы все же были первыми, кто ее получил.

А вам никогда не хотелось все бросить и вернуться обратно в науку? Нет. У меня нет никакой ностальгии по занятию математикой. В саму науку уже не войдешь. Хотя в истории масса таких случаев. Но в той области, которой занимался я, это очень трудно сделать. Потерянного уже не восстановить. Зато есть ностальгия по академической среде. Наши учителя, ученики – потрясающие люди.

Вы же и сами были преподавателем. С кем проще работать: со студентами или сотрудниками радиостанции? Я бы так не стал делить. И там, и там люди. Там молодые, здесь немножко взрослее.

Вы с пустого места начали возводить радиоимперию…Не было страшно? Знаете, одна задача вытекает из другой. Артисты говорят: нельзя перепрыгнуть через песню. Если ты хочешь создать национальный хит, надо много работать. Сразу он не получится. Это песня должна быть десятой, после того, как предыдущие были не очень заметными. Каждый месяц, год есть результаты, на основе которых ты получаешь следующие результаты. Никаких планов по созданию радиоимперии не было. Была просто работа. На каждом этапе было видно, что делать дальше. Для меня важно, чтобы был элемент развития, чтобы мы не превратились в контору.

Вы принесли из дома чемодан виниловых пластинок, и в эфире зазвучала музыка семидесятых – восьмидесятых… Я просто посмотрел: что есть в – диапазоне, а чего нет. В начале 90-х FM-диапазон представлял собой модной молодежное развлечения. Это была эпоха «Европы плюс», радио «Максимум». После падения железного занавеса они знакомили нас с прогрессивной западной поп и рок культурой. Мы же реализовали собственные интересы: принесли кассеты, катушки и поставили ту музыку, которую слушали сами. «Авторадио» было первой радиостанцией, которая сделала что-то свое, а не импортировала с Запада. Может, это не было так стройно, профессионально и красиво, но зато от души.

Никогда не было мысли, что музыка прошлого все же не приживется? Нет. Это же не искусственный формат. Тогда речь шла о том, чтобы делать то, что нравится тебе, твоему окружению и широкому кругу людей.

А могли ли вы представить, что сегодня «Авторадио» будет одной из самых популярных радиостанций в стране? Наверное, нет. Большой успех радиостанции сегодня во многом связан с вложением денег. Мы создаем агрегат, которым пользуются миллионы. Он должен поддерживаться, развиваться, отстраиваться от конкурентов.

Сегодня помимо «Авторадио» в вашем подчинении «Радио Диско», «Энергия». Когда возникло желание развиваться вширь? Такие мысли появляется у всех людей, занимающихся бизнесом, в том числе и радио. Какой бы популярной не была радиостанция, она не охватывает всех людей. Вот мы и решили расширять аудиторию. Эта тенденция появилась лет пять назад.

А вы не опасались, что новые проекты не пойдут так, как пошло «Авторадио»? Да, эта сложность существует. Когда одна команда делает разные продукты, естественно, что на первый уходят практически все силы. Но мы привлекаем новых людей, проводим исследования, пользуемся проверенными технологиями.

«Авторадио» – это музыка 80-90-х. Молодежь не собираетесь привлекать совсем? Мы к этому не стремимся. Для молодежи у нас есть радио «Энергия». Аудитория «Авторадио» начинается с 30 лет. Правда, многие подростки слушают «Авторадио» из-за прикольных «Мурзилок».

А вы сами, какую из своих радиостанций слушаете? «Авторадио». Я как раз являюсь представителем аудитории этой радиостанции.

А ваши сын и жена что слушают? Моему сыну десять лет, но он слушает «Авторадио» как раз из-за «Мурзилок». А жена любит «Радио Энергия».

А дома не возникает разногласий: кто что слушает? Бывает. Но мы все же стараемся договариваться.

Вы как-то говорили, что « Авторадио» для вас это жизнь. Жена не ревнует? Да. «Авторадио» - это жизнь, дружба, движение. Надеюсь, не только для меня. Любое творческое дело должно быть таким, чтобы достичь каких-то успехов. А жена уже привыкла. (смеется)

Вы создали целую сеть народных корреспондентов, которые информируют население о «пробках» на дорогах. Говорят, вы – обладатель удостоверения «наркора» под номером один. Помогает ли вам это удостоверение в отношениях с сотрудниками ГИБДД, когда вы садитесь за руль машины? Да, я являюсь народным корреспондентом своей радиостанции. Почему бы не помочь людям, если есть возможность? Я же тоже стою в пробках. Специального телефона у меня нет. Звоню на общий. Раньше представлялся Александр на Хонде. Сейчас другая машина, называю другую марку. Гаишники меня не узнают. Я же не Филипп Киркоров. Я называю свою должность и они прощают мои мелкие нарушения.

Вы народный корреспондент. А в роли ди-джея не хотели бы себя попробовать. Пробовал когда-то. Достаточно долго, почти год, работал в эфире. Но быть ди-джеем и одновременно заниматься административной работой невозможно. На «Авторадио» так повелось. Есть президент радиостанции. Это не какая-то абстрактная фигура, а конкретный человек. Я периодически выхожу в эфир, чтобы что-то пообещать, а потом это выполнить.

А если бы вы все же вели что-то на радио, что именно? Наверное, какое-то интерактивное ток-шоу.

А какой вы руководитель? Это лучше спросить у моих сотрудников (смеется). Но я не думаю, что строгий. На радио ничего не будет работать, если издавать циркуляры, приказы, инструкции, уведомления. Продукт должен быть плодом коллективных усилий. Каждый делает все, что положено. Цели, которые мы перед собой ставим, должны быть общие, а не навязанные руководством. Тогда будет результат.

Дмитрий Титоренко